Взаимоотношения Киева, Кишинева и Бухареста характеризуются редкостным постоянством. Они остаются стабильно натянутыми. Несмотря на общую границу, «соседские» диаспоры и определенную нормативно-правовую базу для двусторонних и даже трехсторонних отношений, динамика диалога Киев — Кишинев — Бухарест все больше напоминает инерционное движение. А иногда и его отсутствие.
3 июля 1997 года в Измаиле главы МИД Украины, Румынии и Молдовы подписали Протокол о трехстороннем сотрудничестве. Днем ранее в Констанце был подписан Договор об отношениях добрососедства и сотрудничества между Украиной и Румынией (снимающий вопрос территориальных претензий к Украине со стороны Бухареста), Киев заявил о готовности уступить Молдове часть своей земли на Дунае для строительства нефтетерминала. Тогда казалось, что лед недоверия и исторических обид начал таять. Но не прошло и полутора лет, как стороны начали выдвигать друг другу новые требования.
Кризис в украинско-румынских отношениях вызвал резкий подход сторон к решению пограничной проблемы. Возникла она в связи с тем, что за последние годы судоходный фарватер в Килийском рукаве дельты Дуная изменил свое расположение, в результате чего Румыния начала претендовать на два из пяти украинских островов на Дунае. Аргументируется это тем, что к тому участку, где расположены эти острова, необходимо применять принцип главного судоходного фарватера реки, зафиксированного в советско-румынском договоре от 1961 года (который сам же Бухарест и денонсировал). Но, согласно этому же договору, все пять островов с самого начала принадлежат Украине. Переход двух из них под юрисдикцию Румынии будет противоречить зафиксированному в украинско-румынском договоре 1997 года принципу незыблемости границ. Так что территориальных споров между Киевом и Бухарестом хватает и помимо многострадального Змеиного.
Нормальному развитию межгосударственных отношений наносит ущерб тенденциозное использование Бухарестом некоторых вопросов истории, прежде всего — о национально-территориальной принадлежности северной части Буковины, Герцы, Хотинского, Аккерманского и Измаильского уездов Бессарабии. Последовательно осуществляя политику «маленьких шагов» относительно Бессарабии и Северной Буковины, Румыния стремится интегрировать эти территории сначала в экономическом и культурном планах, а потом и политически. Бухарест старается сформировать собственное «культурное пространство», которое выходит за рамки границ Румынии.
Деятельность румынских культурных обществ в Украине приобрела политический окрас. Румынские общества усиливают давление и на официальную власть Черновицкой области. Так, активисты «Румынского сообщества Украины» требуют от руководства области: ввести в школах населенных пунктов, где компактно проживающее румыноязычное население составляет больше 20%, изучение румынского языка и литературы как обязательного предмета; применять принцип пропорциональности во время кадровых назначений и согласовывать с представителями румынской общины кандидатуры при назначении руководящих кадров в органы исполнительной власти и пр.
Украинско-молдавские отношения не в лучшем состоянии. Руководство Молдовы отказывается осуществлять процесс демаркации границы в районе буферного гидроузла Днестровской ГЭС-2 и в районе Джурджулештского энергетически-транспортного комплекса. Пользуясь отсутствием реакции Украины в сферах экологии и безопасности судоходства, Молдова при поддержке Румынии открыла и фактически запустила нефтетерминал, полным ходом идут работы по строительству зернотерминала и пассажирского порта, вскоре должны начаться работы по строительству контейнерного и грузового терминалов.
Кроме этого, до конца августа должна была быть сдана в эксплуатацию железнодорожная ветвь Кагул — Джурджулешть, которая свяжет этот регион с сетью молдавской железной дороги и разрешит направлять грузы на Джурджулешть и румынский порт Галац, минуя Украину.
Кишинев игнорирует тот факт, что именно Украина сделала Молдову «морским государством», предоставив ей участок берега на Дунае, вместе с тем так и не получив обещанную землю под участком автодороги Одесса — Рени (7,77 км) в районе села Паланка. По материалам делимитации обмен территориями составлял 6:1 в пользу Молдовы.
Более того, не предоставив Украине территорию, молдавская сторона заявила о прекращении пропуска жителей сел Лесное, Елизаветовка и Александровка к районному и областному центрам через транзитные дороги, которые проходят по территории Молдовы.
Подобные недружественные действия Кишинева приводят к консервации нерешенных проблем в двухсторонних отношениях и усложняют диалог Киева и Кишинева. Кроме того, попытки руководства РМ при помощи России вытолкнуть Украину из приднестровского урегулирования только усугубляют проблемы. Молдова входит в новый избирательный трек, и это тоже не будет способствовать нормализации отношений.
При этом главным сдерживающим фактором развития экономических отношений Украины с Румынией и Молдовой является низкая взаимопроникаемость инвестиций и капиталов между странами. Также низкими темпами, сравнительно с другими государствами региона, происходит и рост товарооборота (с Румынией товарооборот за 2007 год составил всего $ 1,5 млрд.). Между Украиной и Румынией отсутствует соглашение о свободной торговле, поскольку Бухарест полагает, что оно должно быть заключено лишь после подписания Киевом аналогичного документа с ЕС.
Виталий КУЛИК, директор Центра исследований
проблем гражданского общества