Бессменный политический советник президента Молдовы Марк Ткачук – талантливый политтехнолог, обаятельный провокатор и остроумный авантюрист, «его прелесть», как называют Ткачука кишиневские остряки, ненавязчиво ассоциируя Воронина с героями Толкиена, уволен с должности. Точнее – освобожден от нее в связи с переходом на другую работу, причем новое назначение долгое время оставалось загадкой.
Это породило волну слухов, порой самых невероятных. Реальных вариантов, впрочем, немного. Если отбросить все заведомо невозможное: отставку, уход на покой и прочие варианты при которых президент Воронин так или иначе расстается со своей «прелестью» - Марком, остается одно. Ткачука увели в тень, дабы по максимуму использовать на парламентских выборах. Ничего другого, по сути, не просматривается.
Возникает, правда, несколько вопросов. И первый их них: для чего Ткачуку понадобилось уходить с поста советника президента? Что, не мог он руководить выборами, оставаясь в здании президентуры? В 2005 году это не создало никаких проблем – что изменилось сегодня?
На место Ткачука назначен бывший посол Молдовы в Украине Сергей Стати, но едва ли Стати в должности политического советника устраивает Воронина больше, чем Ткачук. Впрочем, не будем упускать из виду и эту фигуру, и, раз уж речь зашла об Украине, отметим любопытную деталь: воронинская ПКРМ прекрасно вписалась в европейские социал-демократические и прочие левые структуры. А украинская КПУ и российская КПРФ туда не вписались. Не сложилось у них. И потому, ПКРМ фактически представляет в европейских левых кругах интересы украинской и российской компартий - а те, в свою очередь, платят ей некоторой лояльностью, закрывая глаза на некоторые не вполне благовидные дела верхушки ПКРМ и время от времени лоббируя у себя на родине интересы Молдовы.
Но отчего такое неравенство? Что такого есть у ПКРМ, и нет у КПУ и КПРФ, что одну партию в Европе привечают, а две другие – нет? Ответ одновременно и прост, и сложен. Простой ответ: у Воронина есть Марк Ткачук. Именно им, по его связям и были выстроены отношения с европейскими левыми партиями. А вот откуда у бывшего археолога такие связи – это уже более сложный вопрос.
Понятно, что левые связи Ткачука в Европе возникли не в один день и не с потолка. Сегодняшний Ткачук, по своим взглядам прекрасно вписывается в рамки типичного европейского троцкиста – я не вкладываю в это определение ни грамма негатива или позитива, а лишь констатирую факт. В ранней юности Марк увлекался анархизмом. Но юношеский максимализм и культ Че Гевары быстро сменились более респектабельными взглядами. Респектабельность, помноженная на правильные связи, была вознаграждена: фонд Эберта профинансировал открытие в Кишиневе Высшей Антропологической школы.
История с открытием ВАШ любопытна и сама по себе, и для понимания роли Ткачука в целом. Во-первых, ВАШ очень быстро стал кузницей «левых кадров» для ПКРМ. Во-вторых, кадры, выпускаемые ВАШ, были именно европейскими левыми с мощной антироссийской составляющей, укорененной в их сознании. Наконец, в-третьих, ВАШ заведомо не смог бы выжить на разовый грант и плату за учебу, взимаемую со студентов. Для продолжительного существования он нуждается в продолжительном финансировании – иными словами, кто-то поддерживает его на плаву!
Взгляды самого Ткачука никогда им особо не афишировались, но никогда и не были большой тайной. Ткачук – типичный представитель прозападной части постсоветской интеллигенции. Это также способствует его взаимопониманию с западными левыми, которые относятся к России с подозрением.
В течение 8-летнего пребывания Ткачука в роли «тени президента» его возможности по реформированию ПКРМ год от года становились все ощутимее. Основным инструментом их роста выступала уже упомянутая ВАШ, выпускники которой, воспитанные в духе личной преданности «вождю и учителю» Марку Ткачуку, последовательно продвигались им на ключевые посты в среднем звене ПКРМ. Этот процесс постепенного вытеснения старых кадров активно поддерживался и Владимиром Ворониным. В настоящее время в рядах ПКРМ сложилось неустойчивое равновесие: примерно 40% функционеров среднего звена составляет молодежь «made in ВАШ», большинство из которой восторженно боготворит Ткачука как своего наставника, а 60% – старые кадры, уже осознавшие, что Ткачук неизбежно вытеснит их, и потому тихо ненавидящие его. Эта тихая ненависть все еще может быть для Ткачука довольно опасна. Решающего преимущества в ПКРМ у него пока нет.
Сам Владимир Воронин, будучи, при всех своих особенностях, человеком весьма прагматичным, понимает, что «ностальгический» проект постсоветской партии, идеология которой основана, по сути, на тоске по СССР, себя изжил и не имеет длительной перспективы. Дальнейшее развитие ПКРМ возможно двумя путями: либо деградация до уровня «партии пенсионеров старшего возраста», либо коренная смена парадигмы – и новый идеологический проект. Наиболее реализуемым и полностью отвечающим интересам Воронина, а также и его бывшего советника является проект «европейской левой» – безусловно, вне пророссийской и постсоветской парадигмы, но зато вполне приемлемой в ЕС и в ПАСЕ. Именно в этом направлении и будет, по-видимому, действовать Марк Ткачук.
Понятно, что с учетом специфики отношений с Россией, и, прежде всего, с учетом ее ведущей роли в приднестровском урегулировании, Воронин не сможет позволить себе открытых антироссийских шагов. Очевидно и то, что самого его в Европе едва ли воспримут. Европейская миссия, а также реформирование ПКРМ изнутри и будут поручены Марку Ткачуку. Но политический советник президента – слишком заметная фигура, он всегда слишком на виду. И Ткачука аккуратно увели в тень. Характерно и новое назначение: сменивший Ткачука бывший посол в Украине Сергей Стати, несомненно, обладает хорошими связями в ПАСЕ, Совете Европы и Еврокомиссии – и тоже может способствовать продвижению Молдовы в Европу.
Что будет дальше – в целом понятно. Действия Ткачука будут идти в трех направлениях. Во-первых, он возглавит предвыборную кампанию молдавской «компартии власти». «Собственный» электорат ПКРМ ведет исключительно растительное существование, не читает ничего кроме газеты «Коммунист» и придет к избирательным урнам в любом случае, автоматом. Задача Ткачука будет много сложнее – ему поручено увести к компартии «европейски настроенный» электорат, традиционно голосующий за Рошку, Киртоакэ, Гимпу, Павличенко и прочих деятелей, которых обычно называют унионистами. Не стану спорить сейчас о степени их стремления в Румынию – полагаю, что в каждый момент времени она прямо пропорциональна финансированию, поступающему из Бухареста. Но дело, в данном случае, не в них, а в их избирателях. Так вот, традиционный электорат и этих, и многих сходных фигур голосует, по большому счету, за присоединение не к Бухаресту, а к Брюсселю. Не к Румынии, а к ЕС. Перетянуть этих избирателей на сторону ПКРМ, доказав им, что их вчерашние кумиры ничтожны и бессильны, а ПКРМ действительно идет в Европу – задача сложная. Но и ее решение возможно: за последовательный отказ от пророссийской позиции в Европе многое простят, а кое-кого из старых кадров можно будет демонстративно принести в жертву.
Во-вторых, Ткачук должен будет сформировать в Европе новый имидж ПКРМ – уже не как «восточной экзотики», а как равной среди равных в сообществе европейских левых. Иными словами, заготовить в ЕС подходящий политический аэродром, готовый «принять» молдавских коммунистов. Учитывая изрядную одиозность целого ряда фигур в молдавских партийных верхах, начиная с самого Воронина, задача эта тоже совсем не проста. Но и ее решение возможно: за переход на последовательно антироссийские позиции в Европе многое простят, а кое-кого из старых кадров можно будет демонстративно принести в жертву. Это приводит нас к третьей задаче, также поставленной перед Ткачуком: в короткие сроки завершить реформирование ПКРМ, подготовив ее к «вхождению в Европу».
И последнее: о месте в этом плане самого Воронина. Полагаю, что слухи о том, будто президент и бессменный председатель партии вскоре будет сожран своим молодым и энергичным экс-советником совершенно лишены оснований. Воронин и «его прелесть» Марк позарез нужны друг другу, и друг без друга окажутся бессильны. И в Европу они тоже войдут как дуумвират: старый вождь и его молодой наследник, который будет с почтением внимать старшему товарищу и лет через 5-7 почтительно проводит его на покой. Так что совсем не случайно одно из первых интервью по поводу своего ухода с прежней должности Марк Ткачук дал румынскому агентству NewsIn.
В этом интервью, отвечая на вопрос о своей отставке, Ткачук заявил, что не уходит из политики и остается членом ПКРМ. А намек на возможные разногласия с Ворониным вызвал целый эмоциональный взрыв: «Вы, что, сошли с ума? У нас прекрасные отношения!».
Никто в этом и не сомневается. ПКРМ едина как никогда и никаких разногласий в рядах тех, кто действительно может влиять на ее курс, сегодня нет. Под руководством Партии коммунистов, возглавляемой Владимиром Ворониным и опираясь на идеи Марка Ткачука, Молдова уверенно идет в Европу.
(Створено Lilia, Липень 22, 2009, 3:02 PM)