Даром Гераклит говорил о невозможности дважды войти в одну и ту же реку. Наш донецкий проФФесор Янукович умудрился проделать этот трюк. Его поспешный отъезд «на лечение» до того повторяет бегство января-2005, что просто диву дивишься. И комментарии зарубежных светил о том, что операция пустяковая и пациенты через день покидают больницу здоровыми, усилено опровергается пресс-службой Януковича, утверждающей, что лечение может, в случае осложнений, продлиться до двух месяцев. Конечно, понятие «осложнение» у Януковича очень растяжимое. Но все поняли, что состояние премьерской коленки прямо зависит от прочности его позиций в Украине. А она в последнее время существенно подорвана. Реально Янукович не является больше символом коалиции, и его влияние на партнеров минимальное. Более того, в рядах самих «донецких» наконец-то произошел раскол. Я не говорю об Ахметове и Таруте. Я говорю о донецких чиновниках.
Сейчас четко прослеживается отчуждение между главой облгосадминистрации Владимиром Логвиненко и председателем облсовета Анатолием Близнюком. Дошло до того, что на праздничных мероприятиях они находились раздельно друг от друга. В области была традиция, что первые руководители, не смотря на внутренние противоречия, находятся на официозах вместе, рядом. Сейчас же они демонстрируют дистанцию. Даже когда проводят совместное мероприятие, стараются находиться раздельно. Раздельно проводят пресс-конференции, раздельно общаются перед камерами с ветеранами войны. И это свидетельствует о полном разброде в рядах не только крупного донецкого бизнеса, но и в среде руководителей области.
Еще более ощутимые разногласия наметились в рядах городских и районных организаций Партии Регионов. К примеру, в Шахтерском районе при прямом содействии главы ПРУП Виктора Турманова и главы облрады Анатолия Близнюка Елена Скородинская, председатель Шахтерской районной рады, воспользовавшись так называемым законом об императивном мандате, отозвала восемь депутатов райрады, принадлежащих к противоположной партийной группировке Ахметова-Колесникова. Её глава господин Лыкин направил материалы по этому факту в местную прокуратуру для возбуждения уголовного дела и исключил Скородинскую из партии. Политсовет областной организации постановил восстановить отозванных депутатов. Вот здесь и проявляется внутренняя сущность Партии Регионов. Пользуясь поддержкой Турманова и Близнюка, Скородинская не подчиняется решениям вышестоящих органов партии, а прокуратура оттягивает решение дела в долгий ящик. Как, впрочем, и суд, куда «колесниковцы» направили иск. Территориальная избирательная комиссия, возглавляемая подругой Скородинской В.Мартыновой, также блокирует выполнение решения вышестоящего партийного органа. И все это делается, по словам Скородинской, с полного одобрения главы облсовета Анатолия Близнюка.
Такая же ситуация сложилась и по другим организациям Партии Регионов. Совершенно не понятно, откуда они собираются взять 35% на внеочередных выборах. А вот оттяжка в их проведении выглядит вполне логично: для подготовки массовых фальсификаций необходимо время. Хотя бы для того, чтобы найти дураков, которые этим займутся на местах, а потом сядут в тюрьмы. Так, что, думаю, всем понятны причины срыва переговоров по проведению досрочных выборов.
Судя по интервью члена переговорной группы от «Нашей Украины» Николая Онищука, оптимизма от их результативности он не испытывает. И это невзирая на то, что ради достижения политического компромисса он и его коллеги по оппозиции готовы работать день и ночь. По словам того же Онищука, «принципиальным моментом в деятельности рабочей группы является то, что ее работа не препятствует выполнению Указа Президента о досрочном прекращении полномочий парламента и проведении досрочных выборов. Речь идет о параллельных процессах. Фактически, на фоне Указа, являющегося действующим, не признанного неконституционным, более того, относительно него даже не начато производство Конституционным Судом, политики ищут формулу политического урегулирования возникших проблем. Составляющей этого урегулирования в любом случае должны быть внеочередные выборы Верховной Рады». Если расшифровать это высказывания, то видно, что оппозиция больше надеться на решительность президента, который должен «додавить» свой Указ до конца, чем на результаты договоренности. Об этом свидетельствуют и закрытые переговоры в секретариате Президента, в которых участвовали руководители секретариата, оппозиции и … Сергей Тарута, глава «Индустриального союза Донбасса». Понятно, что на них не говорили о погоде в Киеве. Скорее всего, обсуждались действия, направленные на окончательный слом сопротивления коалиции. И не даром после этого Виктор Ющенко на заседании рабочей группы пригрозил представителям коалиции жесткими решениями СНБО. После этого глава группы Партии Регионов Николай Азаров просто впал в панику и, чуть не плача, заявил, что они просто не успевают провести свой съезд, а «Наша Украина» его уже назначила на 14 мая. Это паника и агония. И Янукович это прекрасно понимал, почему и удрал за границу. Ведь за потраченные деньги нужно держать ответ. А деньги шли не только на подкуп депутатов и Майдан, но и оседали немалыми сумами в чьих то карманах. А результата нет!
При желании все противоречия можно было решить за один – два дня. То есть при наличии доброй воли у всех фигурантов политического кризиса в стране. Рабочая группа имеет техническое задание, состоящее в согласовании по содержанию и по форме определенного перечня проектов законов и постановлений, которые должны будут быть рассмотрены в парламенте и приняты на протяжении короткого времени для обеспечения проведения досрочных выборов. И не больше! Но из нее попытались сделать рычаг давления на Президента и инструмент срыва выполнения Указа. А всего-то нужно было согласовать внесения изменений в Закон о выборах народных депутатов, в частности, в его 102-ю статью, описывающую процедуры проведения досрочных выборов, и изменения в Закон о государственном бюджете для обеспечения финансирование выборов. Все другие спорные вопросы можно было перенести на более поздние строки, рассмотреть их после выборов. Тем более, что коммунисты устами Александра Голубя заявили: «Не может быть и речи, чтобы Универсал национального единства был принят как закон». Недоверие между переговорщиками столь велико, что возможно всякое. Недаром «нашеукраинка» Ксения Ляпина публично выразила надежду, что на этот раз антикризовики «діятимуть згідно з досягнутими домовленостями і не повторять ситуацію з Універсалом національної єдності». Ситуация в парламенте наверняка осложнится тем, что не только социалисты с коммунистами продолжат затеянный саботаж, но его могут поддержать и те депутаты из фракции регионалов, которых могут не взять в избирательный список ПР.
А Президент Украины считал, что при условии надлежащей подготовки этих документов, их принятие в сессионном зале за один день вполне возможно. Но это при доброй воле. А её как раз и нет. Можно констатировать, что коалиция в нынешних условиях не желает проведения выборов летом. Да и верить в искренность позиции относительно проведения досрочных выборов осенью тоже проблематично. Это ещё одна причина отъезда Януковича. Затянуть переговоры, вынудить президента уступить и оттянуть выборы до осени, а там их, при возможности, и похоронить эту идею. Главное, заставить оппозицию вернуться в сессионный зал и втянуть в дискуссию об изменении Конституции. А этот процесс растянется, как минимум, на две сессии. И «почетную миссию» инициации пересмотра Конституции взвалил на себя Петр Симоненко. Коммунисты опять нашли удобное место и время для того, чтобы показать, что они «не что-либо как», и без них – никуда. Я не брал бы на себя смелость утверждать, что даже если бы речь шла об осени как о сроке проведения выборов, то они бы на это согласились. Тем более, что за свои заявления никакой ответственности они не несут. Поэтому Адам Мартынюк и покинул демонстративно заседание рабочей группы по подготовке досрочных выборов, а Петр Симоненко заявил, что поддерживает предложение Александра Мороза о внесении изменений в Конституцию о возможности самороспуска парламента. Ну конечно, всем понятно, что коалиция «пылко желает» идти на выборы. Особенно СПУ и её лидер Александр Мороз. И его уговорить Януковичу, по-видимому, не удалось. Вплоть до того, что Мороз пригрозил последнему обнародовать компромат. Об этом можно догадываться, зная Сан Саныча. Он всегда в критические моменты шел на радикальные меры.
Нет полной поддержки у Януковича и в собственной партии. Поэтому он, вроде бы, и согласился идти на выборы, но потом дал задний ход. В пятницу 4 мая он говорил о своей новой позиции своим сторонникам на Майдане. Но на второй день, в Украинском доме его заявления звучали уже несколько по-другому… Дело в том, что свои договоренности Янукович на заседании коалиции не обсуждал, мнение коалиции по этому вопросу не учитывал. А это ставило премьера в очень неудобную позу. С одной стороны, Ахметов, опасаясь за свой бизнес, требует подчиниться президенту, с другой стороны, давят Мороз и Симоненко – с прямо противоположными требованиями. Да и собственные «ястребы» типа Чечетова и Киселёва тоже давят. И тоже по-своему. Так можно и без лидерства остаться, с одним плакатом «Тому що лидер». Да еще и с исправленной буквой «л».
Да еще и коммунисты заявляют, что, мол, «… досрочные выборы возможны в том случае, если будет достигнут «нулевой» вариант, и Президент отменит свои указы. Не может быть и речи, что Президент, якобы, разрешит парламенту собраться на два дня и принять какие-то решения относительно этих выборов. Парламент пятого созыва должен работать до того момента, когда будет избран новый состав и новые депутаты не примут присягу – это совершенно очевидно». Никакой гибкости премьерского тела не хватит, чтобы всем угодить.
А тут еще социалисты, которые понимают, что в случае досрочных выборов они никуда не попадают. Отсюда и заявления Мороза о том, что он и СПУ готовы уступить место в коалиции «Нашей Украине»… А Александр Голубь вообще пригрозил: «Либо СПУ, либо кто-то из Регионов может объявить о закрытии «антикризисной коалиции». Нужно сказать, что коммунисты никогда не будут помогать Морозу на выборах. Он – их враг. Сегодня коммунисты оказались в интересном положении: де-факто их практически вытолкнули из Антикризисной коалиции. Глава фракции СПУ Иван Бокий заявил, что, в принципе, коалиция уже может обойтись и без голосов коммунистов, потому как ПР и СПУ вместе с внефракционными депутатами насчитывают больше необходимых 226-ти голосов. Но это соединение очень аморфно и проблематично. Ставить на него – себе дороже. И коммунисты это понимают. Поэтому их действия в духе «навредить всем» вполне логичны. И Мороз это понимает, поэтому всеми силами старается сохранить нынешнюю Раду, даже за счет своего выхода из коалиции. В этом случае он, даже не будучи спикером, сохраняет фракцию и даже попытается восстановить свою репутацию оппозиционера и помириться с Юлей Тимошенко. И это не так уж нереально. Но и Янукович, даже если он остается премьером в формате «ПР – «Наша Украина», что весьма проблематично, теряет все. Ему не дадут управлять Украиной по собственному усмотрению.
Существует много точек зрения на то, почему Партия Регионов согласилась на выборы. Небезызвестный Михаил Погребинский, анпример, утверждает, что «…Партия Регионов не имела конструктивной инициативы, не имела понятного для них видения того, как закончится этот процесс. Они видели лишь две модели поведения: повысить градус противостояния с неизвестными последствиями, без уверенности в своих силах, или согласиться на досрочные выборы, а потом торговаться о сроках проведения выборов. Из этих двух вариантов Премьер избрал второй. Но это ошибочный выбор, и сами альтернативы ошибочные». Думаю, на этот раз одиозный политолог попал прямо в «десятку». Однако полностью узнать все подводные течения можно будет тогда, когда станет известно содержание секретных переговоров, происходивших между Януковичем и Ющенко, Тарутой-Гайдуком и Ахметовым. А такие переговоры имели место. И аргументами, подтолкнувшими Януковича к определенным выводам, могла быть его личная безопасность, позиция Ахметова и Колесникова, позиция США или Евросоюза. И можно только догадываться, какие обещания получил Янукович. Возможно, речь шла о коалиции ПР и НУ? Впрочем, сейчас это уже не имеет значения. Договоренности не выполнены, премьер сбежал, а в силу вступает силовой вариант. А это – отправка в отставку правительства, возбуждение уголовных дел, в том числе и на местах против активных саботажников указов и проведения выборов 27 июня. На мой взгляд, об этом и шла речь в кабинете президента с участием Таруты. Тем более, что Святослав Пискун публично пообещал, что приложит максимум усилий для выполнения президентского Указа, сразу признав его, в отличие от своего предшественника, действующим. Кроме того, Пискун демонстративно не принял своего бывшего патрона Виктора Медведчука и вице-премьера Николая Азарова, бросившихся к нему для выяснения расклада сил. А назначением своего предшественника Александра Медведько своим первым замом прекратил все спекуляции по поводу его восстановления в должности через суд. Это стало сигналом для регионалов: ситуация изменилась и не в их пользу. Теперь глава СБУ Наливайченко вряд ли будет привлечен к уголовной ответственности за «клевету» в адрес Сюзанны Станик, а вот последняя, вероятно, будет отвечать на вопросы следователя по поводу 12 миллионов. И вряд ли она при этом промолчит. А далее возможно привлечение министров к ответственности за невыполнение президентского Указа по финансированию назначенных выборов. Вплоть до отставки правительства Януковича за саботаж. Но в Украине так часто поступают вопреки всякой логике, что можно ожидать и других, совсем неожиданных сценариев.