Каждый раз, когда в СМИ в очередной раз возникала газовая тема, я ловила себя на том, что меня очень раздражает вся эта возня с деньгами, с тарифами на газ, с тарифами за транспортировку газа. Первые становились все выше, вторые все ниже. Да еще бесконечные унизительные для Украины ситуации. Все считают своим долгом нас построить. При подписании последнего газового контракта нам втюхали газа столько, сколько нам сроду не было нужно, но продавать его третьим сторонам, сказали, низ-зя. А седьмого числа каждого месяца ждем, как конца света.
И каждый раз в голове пульсировала одна и та же мысль: «Зачем нам эти бесконечные «диспуты» на одну и ту же тему – кто кому сколько должен, сколько кредита соблаговолит выделить нам Европейский Союз на поддержание нормального режима перекачки и транспортировки нужного ИМ газа, почему процедура выделения нам денег (под проценты, между прочим) всегда так унизительна и, наконец, почему не решить этот вопрос, как когда-то при царе-батюшке: провозишь товар (то бишь, газ) по нашей территории – десятина наша. А там между собой разбирайтесь, кто кому сколько должен. То ли Евросоюз России, то ли наоборот. Главное, отдайте нам нашу десятину. Которую мы захотим – сами используем, не захотим – перепродадим. А главное, будем точно знать, сколько газа получила страна и как им распорядилась. Схема – прозрачней не бывает. Или в этом и заключается ее недостаток?
И каждый раз я, устыдившись своей дремучей некомпетентности, вспоминала, какие мудрые люди руководят нашей страной – проффесора, доцЭнты, в конце концов, кандидаты наук. У некоторых даже есть высшее образование (!). Куда уж мне с ними тягаться! Им видней.
Каково же было мое изумление, когда я услышала, что в процессе переговоров о строительстве газопровода «Набукко» Турция выставила условие о том, что она, как первая страна-транзитер, будет получать 15% перекачиваемого по ее территории газа. Европа заартачилась. Неизвестно, как будет развиваться эта ситуация дальше. Может, наша «профессура» сумеет ею воспользоваться во благо державы? Но перепрыгнуть через Турцию у европейцев вряд ли получится.
Так кто же из нас турки?