Пока трудящиеся отбиваются от угрозы принятия нового Трудового кодекса и Закона «Про социальный диалог», на горизонте уже маячит новая проблема. Ведь беда, как говориться, одна не ходит. Законопроект № 2450 «О порядке организации и проведения мирных мероприятий» грозит существенно огранить свободу собраний. Свободу, которая с юридической точки зрения является одним из наиболее весомых орудий для защиты прав и интересов граждан. Причем авторы проекта ухитрились еще и посягнуть на права и свободы тех людей, которые, грубо говоря, просто собрались вместе попить пиво. Подробности узнавала газета «Аспект».
Как известно, работники предприятий имеют право на забастовку. Это право, как высшую форму защиты интересов работников, украинские профсоюзы начали активно применять в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. Заметим, что в Конституции СССР понятия «забастовка» не было. Статья 50 гарантировала, что граждане имеют право на свободу собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Но только «в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя», а так же, если все это не наносит «ущерб интересам общества и государства». Перестройка показала отцам независимой Украины, что забастовки работников лучше бы тоже загнать в какие-то рамки. Потому статья 44 нашей Конституции, хоть и гарантирует право работников на забастовку, но и устанавливает, что порядок его осуществления устанавливается законом «с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности, здравоохранения, прав и свобод других людей». Слова же «запрещение забастовки возможно лишь на основании закона» все той же статье 44 стали, по всей видимости, напутствием для создателей Закона «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Теперь профсоюзные лидеры прекрасно знают: для того, чтобы начать легитимную забастовку, нужно не только согласие минимум двух третьих от общего количества делегатов конференции работников, но и обязательно предупредить в письменном виде владельца предприятия не позднее как за 7 дней (для предприятий с непрерывно действующим производством – за 15), а так же согласовать с ним место проведения забастовки. В случае же ее проведения за пределами предприятия, профсоюз обязан известить об этом местный орган исполнительной власти или местного самоуправления. Причем не позже чем за 3 дня.
Нормы вышеупомянутого закона иногда заставляют отказаться от идеи проведения забастовки, поскольку обязательства перед власть имущими (все эти взаимные согласования и сроки) могут попросту «обездвижить» инициативу. Потому активисты профессиональных союзов чаще руководствуются статьей 39 Конституции, гарантирующей гражданам право «собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации». Впрочем, и эта право имеет свое ограничение «в интересах национальной безопасности и общественного порядка». Но запретить проведение мероприятия может лишь суд и в строго определённых случаях – «с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для здравоохранения населения или защиты прав и свобод других людей». В статье, правда, сказано и то, что органы исполнительной власти или местного самоуправления о проведении мероприятий должны извещаться «заблаговременно». Однако 19 апреля 2001 года Конституционный суд в своем решении разъяснил, что заблаговременность означает лишь сроки, предшествующие дате проведения. Таким образом, активист-работник, в рамках статьи 39, может провести, например, забастовку в форме митинга длительностью в несколько дней, известив об этом власти за день до ее начала. И суд оспорить все это не успеет, и нервы от ненужных согласований с работодателем можно уберечь.
Но прогресс, как говориться, не стоит на месте. 3 июня с.г. 228 народных депутатов в первом чтении голосуют за принятие законопроекта № 2450 «О порядке организации и проведения мирных мероприятий». Согласно пояснительной записке проекта, нововведения предлагаются «в развитие положений Конституции». В чем же видят авторы законопроекта это развитие? Вниманию читателя предлагается несколько наиболее вопиющих норм.
Сроки. Законопроект устанавливает, что власти необходимо уведомить за 5 дней до мероприятия. Этого времени, как показывает практика, достаточно, чтобы успеть организовать судебное разбирательство, купить судью и запретить людям собираться. Интересно, что Европейский суд по правам человека, исходя из норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признает, что отсутствие уведомления, например, о митинге не может быть причиной для его запрета. Но авторам законопроекта то, что Конвенция давно ратифицирована Украиной, по всей видимости, не известно. «Организаторы (организатор) мирного мероприятия не имеют права проводить мирное мероприятие, если сообщение о его проведении не было подано в установленном данным Законом порядке», - говорится в проекте.
Запреты на проведение. Законопроект значительно расширяет случаи запрета мирных собраний в судебном порядке. Право на проведение мероприятия также может быть ограничено, если будет, например, установлено, что цель его проведения угрожает общественному порядку. Причем решать, угрожает ли, и иметь право остановить проведение мероприятия должен будет даже не суд, а уполномоченный представитель органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Таким образом, то, «запакует» ли демонстрантов доблестная милиция в «бобики», фактически будет зависеть от какого-то чиновника. Неподкупного ли?
Ограничения на местность. Собрания, согласно проекту, можно проводить только «в специально отведенных или приспособленных для этого местах». Где именно? И это тоже определять будет местная власть. А махинаций на эту тему уже сейчас можно придумать уйму. Например, чтобы это место (не исключено, единственное в населенном пункте) имело ограниченную площадь и находилось где-нибудь на окраине. Тогда многие журналисты и потенциальные активисты далеко от дома/работы просто не поедут, а власти cмогут смело отказывать неугодным в связи с тем, что сегодня это заветное место занято мероприятием другой, более лояльной организации.
Только за свой счет. Финансирование материально-технического обеспечения проведения мероприятий государственными предприятиями, учреждениями и организациями, а также иностранными государствами, их гражданами и юридическими лицами запрещается. Авторы законопроекта, по-видимому, забыли, что, например, масштабные благотворительные акции для помощи детям-инвалидам, детям-сиротам, ВИЧ-инфицированным и т.д. без финансовых вливаний со стороны спонсоров, меценатов и грантодателей – просто невозможны. А как же круглые столы, конференции?
Репрессивный инструмент. Юмор в том, что в проекте указан небольшой перечень случаев, когда закон не должен вмешиваться в дела людей, просто решивших зачем-то собраться числом больше одного человека. Законопроект, например, не касается встреч избирателей с кандидатами в депутаты и избранными депутатами, встреч с кандидатами на пост Президента Украины, свадебных процессий и похорон. Как говориться, и на том спасибо. Но таким образом ведь любое неугодное властям собрание может стать поводом для задержания сотрудниками милиции.
Интересно, что Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады также раскритиковало проект и даже рекомендовало вернуть его авторам на доработку. Но от рекомендаций этих легче не дышится. Во-первых то, будет ли принят проект во втором чтении и в целом, зависит не от экспертов Аппарата, а от нардепов. А во-вторых, сами же эксперты и подсказывают что, где и как нужно переписать, чтобы задуманные нормы ограничения прав и свобод народа как можно меньше конфликтовали с действующим законодательством.
Ну а пока, что день грядущий нам готовит, неизвестно. Хочется верить, что ответ на этот вопрос зависит от нас, граждан.